Паломничество


Паломничество

ПАЛО́МНИЧЕСТВО (от лат. palma — пальма) — путешествие верующих к "святым местам", основанное на вере в то, что Божество открывается и дарует благодатную помощь в первую очередь там, где некогда его религия зарождалась или проходила решающие этапы своего становления. Различие мест П. определяется различием религ. конфессий. Так, древние иудеи в великие праздники (Пасха, Пятидесятница, Кущи) старались принести жертву в Иерусалимском храме; египтяне посещали храмы Амона в Фивах и Осириса в Абидосе; греки стремились вопросить оракула в Дельфах; германцы собирались в своих "свящ. рощах" и т. д. В христ. мире регулярные П. к "Матери Церквей" — Иерусалиму с его величайшей святыней — храмом Гроба Господня (греч. Ана́стасис — "Воскресение") начались в 4 в., после легализации христ-ва в пределах Рим. империи (313) и под влиянием примера св. Елены (матери св. Константина, первого рим. императора-христианина), путешествие к-рой в Св. Землю привело к воздвижению Креста Господня и уточнению топографии ключевых центров еванг. истории. С этого времени туда двинулись дружины паломников, охваченные "любовной жаждой видеть святые места". "Наступит ли день, — пишет подруге знатная рим. паломница в кон. 4 — нач. 5 в., — когда нам дано будет войти в пещеру Спасителя, у Гроба Господня плакать с матерью, плакать с сестрой? Целовать Крестное древо и на горе Елеонской с вознесшимся Спасителем возноситься духом и стремлением, видеть исходящего Лазаря, спутанного пеленами, чистые воды Иордана, притекшие чистейшими к Купели Господней, проникнуть в хлев пастырей, молиться у Давидова мавзолея?.. И тогда вернемся в нашу пещеру и будем петь непрестанно, часто плакать, непрерывно молиться; и, уязвленные копьем Спасителя, воскликнем: "Нашла я Того, Кого искала душа. Удержу Его и не отдам" (Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха Крестовых походов. Пг., 1918. С. 3—4). Сами Крестовые походы также могут быть названы "огромных размеров П., расширившим русло тех потоков, к-рые задолго до 11 в. катились на Восток" (там же. С. 2). Из Палестины богомольцы привозили на родину пальмовую ветвь (отсюда и название "П." и "паломник"; синоним последнего — "пилигрим", от итал. "чужеземец"). Зап. Церковь различала "великое" и "малое" П. К первому относили П. ко Гробу Господню, в Рим, Компостелу и Лорето; ко второму — посещение местных святынь. П. было либо добровольным, либо налагалось в качестве епитимьи; богатые в этом случае могли заменить себя слугами или "профессиональными" паломниками, либо внести денежную жертву. Пунктом отправления зап. паломников служили Венеция и Марсель; здесь они запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломнич. наряд: калиги (сандалии), коричневый или серый плащ, греч. шляпу с шир. полями, обыкновенно украшенную раковинами; его дополняли клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква). К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест.

В России П. в Св. Землю начались уже в первые времена рус. христ-ва. Ок. пол. 11 в. побывал в Палестине игумен Варлаам (1062); в нач. 12 в. — игумен Даниил, первый рус. паломник-писатель. В эту отдаленную эпоху стал складываться тип "калики перехожаго" (от названия обуви — калиги), к-рый ходил в Царьград, на Афон, в Иерусалим, потом странствовал по отеч. святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Совершая свой путь гл. обр. через Константинополь, др.-рус. паломники заимствовали у зап. пилигримов костюм. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифич. лит-ры. Последующие века сохранили записки неск. паломников, из к-рых выделяется "Хождение священноинока Варсанофия", содержащее первое рус. описание горы Синай, 1461—62 (Правосл. Палестинский сб. Вып. 45. М., 1896). Научно-ист. эл-т в повествованиях о Св. Земле и иных др.-христ. центрах появляется в 18 в. (у Василия Григоровича-Барского), но особенно — у паломников XIX в., чьи записки соединяют в себе переживания благочестивого сердца и критич. анализ професс. писателя и востоковеда, — А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид (Кавелин), архиеп. Порфирий (Успенский), А. В. Елисеев, Т. Н. Филиппов и др. В кон. 19 в. кол-во рус. паломников ко Св. местам составляло до 5 тыс. в год; большинство из них пользовались особыми "паломнич. книжками", выдававшимися Правосл. Палестинским об-вом. Записки паломников, особенно древнейшие, являются ценнейшими ист. и литургич. источниками. Кроме Палестины (священной страны для христиан, иудеев и мусульман), правосл. паломники стремились посетить Константинополь (в ср. века), св. гору Афон, итал. г. Бари, где со времени Крестовых походов находятся мощи св. Николая Чудотворца. Кроме общеправосл., в каждой поместной Церкви и даже регионе и епархии существуют местные святыни, также привлекающие к себе богомольцев. В Рус. Церкви это прежде всего Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад), Киево-Печерская лавра (Киев), Оптина пустынь (у г. Козельска), Псково-Печерский мон. (г. Печоры), Соловецкий, Валаамский мон. и др. Гл. святыни С.-Петерб. епархии — мощи св. кн. Александра Невского, первых собственно петербургских святых прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и Ксении Блаженной.

Центры П. зап. христиан (католиков) — Рим (первая по старшинству кафедра в др.-христ. мире, место мученич. кончины святых первоверховных ап. Петра и Павла), Лорето (место хранения св. Дома, в к-ром жила Богоматерь в Назарете и к-рый был чудесно перенесен сюда в 13 в.), Ассизи (мощи св. Франциска) — в Италии; Компостела (мощи апостола Иакова) — в Испании; Лурд (место явления Богоматери в гроте Масавьель в 1858) — во Франции; Фатима (близ к-рого явившаяся в 1917 Дева Мария возвестила скорые и тяжкие испытания, ниспосылаемые России) — в Португалии. Мусульмане совершают П. (хадж) в Мекку — к священной Каабе, в Медину — к могиле пророка Мухаммада (Саудовская Аравия), в Кербелу и Неджеф (Ирак); ламаисты — в Лхасу (Китай); индуисты — в Илахабад и Варанаси (Бенарес, Индия); буддисты и синтоисты — в Нару (Япония).

Лит.: Паломничество по св. местам конца 4 века, изданное, переведенное и объясненное И. В. Помяловским. СПб., 1889 (Правосл. Палест. сб. Т. 7. Вып. 20); "Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли" // Пам. литературы Др. Руси: 12 в. М., 1980; Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. 1—4. СПб., 1885—89; Порфирий (Успенский), еп. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преп. Павла Фивейского в 1850 г. СПб., 1856; Христианство: Энцикл. словарь: В 3-х т. М., 1995. Т. 2. С. 278—281 (ст. "Паломничество" с обзором лит-ры).

Паломничество. Саратовский монастырь. 1903

Паломничество. Саратовский монастырь. 1903

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Паломничество" в других словарях:

  • Паломничество — посещение святых мест с целью поклонения. Паломничество существовало в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и других странах. Принято до сих пор во многих религиях. Одно из главных мест паломничества для евреев, христиан и мусульман город …   Исторический словарь

  • паломничество — См …   Словарь синонимов

  • Паломничество — Паломничество. Верование, что молитва более действительна вопределенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, былосвойственно уже народам классического мира. Греки и римлянепредпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • паломничество —     ПАЛОМНИЧЕСТВО, богомолье, странничество, устар. богомоление …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ПАЛОМНИЧЕСТВО — (от лат. palma пальма) странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПАЛОМНИЧЕСТВО — ПАЛОМНИЧЕСТВО, паломничества, ср. (книжн.). 1. Хождение, странствование паломника (в 1 знач.). 2. перен. Путешествие куда нибудь многочисленных толп почитателей, поклонников кого чего нибудь (срн. паломник в 3 знач.). К месту дуэли Лермонтова на… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАЛОМНИЧЕСТВО — ПАЛОМНИЧЕСТВО, а, ср. 1. Путешествие паломника, паломников. П. в Мекку. 2. перен. Путешествие, хождение куда н. с целью ознакомления с какими н. достопримечательностями, а также к знаменитому лицу. П. к могиле поэта. | прил. паломнический, ая, ое …   Толковый словарь Ожегова

  • ПАЛОМНИЧЕСТВО — «ПАЛОМНИЧЕСТВО», Грузия, СХИВИ (Грузия), 1994, цв., 79 мин. Притча. Вечные вопросы о добре ипредательстве в национальном аспекте. В ролях: Зураб Бегалишвили, Нана Хускивадзе, Леван Пилпани (см. ПИЛПАНИ Леван), Лео Антадзе (см. АНТАДЗЕ Лео),… …   Энциклопедия кино

  • Паломничество — (лат. palma – пальма) – путешествие верующих к «святым местам» (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на «сверхъестественную помощь». Название от обычая паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Большой… …   Энциклопедия культурологии

  • Паломничество — (от лат. palma пальма) странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь. Политическая наука: Словарь… …   Политология. Словарь.

  • Паломничество — (pilgrimage), странствие, обычно длительное, к «святым местам» ради выражения религ.чувств или искупления грехов. Поначалу П. христиан совершалось к местам, связанным с жизнью Иисуса Христа в Палестине. Населявшие те места мусульмане всячески… …   Всемирная история

Книги

Другие книги по запросу «Паломничество» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.